ПРО СТЁПУ, ДЕПОВСКОЕ ПАЛЬТО И ФЕСУ
ПРО СТЁПУ, ДЕПОВСКОЕ ПАЛЬТО И ФЕСУ



Интервью с Сергеем "Стёпой" Степаненко

С.С.: Холодным октябрьским вечером прошлого года мы с Я-Хой, погрузив свои кости в ж/д транспорт, гордо именуемый поездом, с некоторым недоумением проследили, как папаша Питер скрылся за горизонтом, и холодным же октябрьским утром, проскочив спящую ещё Тверь, ступили на священную конаковскую землю. Результатом сего стали интервью, отобранные у двух Столпов Конаковского Року - Сергея "Стёпы" Степаненко и Вячеслава "Борисыча" Чистякова (Соответственно, группы Ладонь и Живот).
Я вам не буду объяснять, кто такой Стёпа и какие у него песни. Тот кто был на "Четвёртой Лестнице", никогда этого не забудет. Кто не был - очень много потерял. Впрочем, есть кассета. Слушайте - и услышите.

С.С.: У-ух... Аппаратура ещё не готова, или уже можно?
Стёпа (с неуместным оптимизмом): Ты задавай, задавай...
С.С.: Сейчас задам... Вот ежели, скажем, Борисыч однозначно воспринимается нами как отдельная творческая единица, та ты - как лидер группы. Ну и рассказывай про группу. Когда, откуда пошло...
Стёпа : Лидер группы... Не, поначалу я был убеждён, что в нашей группе лидера-то, в обзем-то, и нет. Лидеры -все.
С.С.: Не, ну понимаешь, поскольку песни в основном твои...
Стёпа : Это поначалу было, а сейчас я, конечно, осознал, что в какой-то степени... мне навтирали уже, навтыкали: (деликатные смешки) Я теперь в какой-то степени это понимаю... Всё равно как лидер группы я рассказывать не могу, я буду рассказывать как: сновоположник, скажем. Как основатель.
С.С.: Хорошо, рассказывай как основоположник.
Стёпа : Про группу? Рассказывать надо?
С.С.: Да. Когда это началось и всё такое.
Стёпа : Когда всё это началось - я уже и не помню. Году, наверное, в 93-ем. И как-то потихонечку нормализовалось... Я вот не помню точно, когда была первая репетиция... На как мне говорят, первая репетиция была, когда я сидел в тюрьме.

Общий смех.

С.С.: То есть вот так без тебя - взяли и отрепетировали?
Стёпа : Да, да.
Я-Ха (притворяясь испуганным): А в тюрьме-то чё сидел-то?
Стёпа : Я сидел за анашу в тюрьме симферопольской. Полгода. Те не знал разве?
Я-Ха : Нет, я думал, ты где-то здесь...
Стёпа : Нет, я в симферопольской сидел...
Я-Ха : (в ужасе) Увезли?!
Стёпа : Не, ты чё, я туда сам приехал. С пакетом анаши. Надо мной смеялась вся тюрьма. Ну. В общем-то, не суть важно. Насчёт группы - когда мы приехали, в первый раз мы выступали в "Фортроссе"...
С.С.: Это то, что на видео было?
Стёпа : Вы видели это? Безобразие, вообще! Я ещё токо-токо приехал, и буквально через три дня мы поехали выступать. Пиздец. Сами понимаете, какое у меня осознание всего происходило...
Я-Ха : Но песни были твои?
Стёпа : Песни мои, естественно.
Я-Ха : А почему ты начал всё это дело?
Стёпа : Что?
Я-Ха : Песни писать.
Стёпа : Песни писать я начал как-то само собой. Хотелось просто играть на гитаре и петь песни. Хотелось. Даже не было какого-то умысла, просто - сел и написал. Сам не понимаешь, что ли, как это происходит? (Ржёт)
Я-Ха : Я-то понимаю, что, вот, сидит чувак и смотрит - кругом все лабают. Коля любит "Мамбу"...
Стёпа : Не, ну можно сказать не так, можно сказать... Я очень, очень... меня вставлял Летов одно время, и мне хотелось что-то такое написать наподобие Летова, мне хотелось выразить свои мысли, я их выражал и действительно думал, что у меня получается такое, на уровне Летова, сам для себя я так думал, сам для себя. Я выражал свои мысли, я понимал свои песни.
С.С.: "Скакал по комнате до потолка и орал от раздирающей радости и гордости"?
Стёпа : Да нет, такого не было. Я просто играл кайфовал. Вот Борисычу показал, когда мы уже более-менее так сошлись. Мы же с ним очень так, неадекватно сошлись...
Я-Ха : Вы не вместе учились?
Стёпа : Нет, он учился старше на год. А потом я принёс ему Летова, и мы с ним вместе на этой почве более-менее сошлись. Я тусовался тогда со всякими парнями такими... карточными.. хуй его знает, как сказать...
Я-Ха : Шулерами.
Стёпа (Вызывающе): С шулерами тусовался, да. (Ржёт) "В то время жил я с шулерами". А Борисыч выходил с магнитофоном, блядь, во двор и включал, блядь, КРЕМАТОРИЙ. С такой вот причёской, блядь...
Чистяков: Что, такое было?
Стёпа : Конечно, было. "Безобразную Эльзу" я где услышал? Вот. А потом я познакомился с Панцырем через Слона - Слон учился в моей группе, такой туповатый человечек. Меломан. Такой рок-меломан. Он учился в моей группе, через него я узнал Панцыря. А Панцырь дал мне ГРАЖДАНСКЮ ОБОРОНУ. И он прикололся: "О! Как клёво! Смотри, сколько мата, матом поют, клёво!" И меня как-то задело сначала - там, музыка и всё. И так вот и получилось... Потом я дал Борисычу послушать - ты помнишь, как я тебе дал послушать - по-моему, "Некрофилию" или "Тоталитаризм", чё-то такое?
Чистяков: Я помню, что мы со Стасом как раз с магнитофоном были...
Стёпа : Да, да, со Стасом вы были. Ещё около моего дома...
Чистяков: Это я помню, как сейчас. Я тогда в первый раз услышал...
Стёпа : И вот так получилось, что я пёрся очень сольно от этого, и тогда уже началось всё это вот - одежды всякие... У меня было пальто такое деповское, синее такое, из драпа, на которое всё липнет - любая пыль, любые нитки, вся это хуйля, которая летает в воздухе, всё на меня липло. Я обвешался весь цепочками всякими, выбрил виски, поставил гребень...
Чистяков: ...и ходил на танцы пизды получать.
Стёпа : Да. (Общий смех) Вышел первый раз из дома - раз, чуваки такие сидят около дома, такие - "О-о-о! Ни хуя!" Хорошо, свои ребята... То есть в первый раз я пизды не получил. Такие - "О-о-о, чувак, да ты далеко не уйдёшь". Я говорю - "Да похуй!". И пошёл, и действительно, в следующем дворе я получил пизды - сразу просто. Меня окучили прямо моментально. Там начались выкрики какие-то, я тоже сделал какие-то выпады в их сторону. Ну, и окучили сразу, я упал, лицо и яйца закрыл руками и всё. (Смех) Нормально. А потом все уже пообвыклись, и я ходил так в женское общежитие, везде, там, бухали, в женском общежитии поснимали все вентили с кранов. Мы соревновались - у кото будет больше кранов на груде висеть. (Хохот) Вентилей, в смысле, а не кранов. Я постоянно путаю краны и вентили. Барашек можно назвать. Без разницы. Ну вот. А потом мы в течение лет, наверное, четырёх всё это завязалось. Я-Ха : Это время примерно какое?
Стёпа : Это время примерно 90-е годы, начало 90-х. Уже где-то 91-й, так, да, Боривыч?
Чистяков: Да, в начале 90-х уже начали - "Punk not dead!"
Стёпа : Ходили с Борисычем... Или я к нему зашёл - чего то не помню... Когда Борисыч взял палку - где-то на улице нашли...
Чистяков: Ну, обычное хулиганство...
Стёпа : Ну да, хулиганство получилось, вызов обществу такой. Взяли палку, одели на неё...
Чистяков: ...тут же консервы одни живут...
Стёпа : банку из-под консервов, и Борисыч вот так пошёл по городу. И мы так шли с ним, шли... Потом я нашёл такой вот костыль ржавый - он доржавел до того, то кончик уже тоненький-тоненький, загнулся как крючок... Я его повесил вот так не рубашку, и мы так ходили - он с банкой на полке, а я с костылём на груди...

Всеобщее веселье.

Стёпа : Вот так и стусовались. И там много чего было в процессе...
Чистяков (сквозь смех): Вот и получилась ЛАДОНЬ...
Стёпа : Вот и получилась ЛАДОНЬ, в общем-то. Да, уже изначально...
Чистяков: Это было предопределено уже...
Стёпа : ...не зная об этом, мы совершили уже это действие, называемое ЛАДОНЬЮ.
С.С.: А остальные ребята как к вам присоединились?
Стёпа : А остальные - это уже всё как-то приплюсовалось... Я уж не помню даже. (Обращается к Борисычу) А как, кстати, было? Я не помню не хрена на самом деле...
Чистяков: Ну как? Малого я выдернул, мы с Малым в гараже и начали, в общем-то...
Стёпа : А-а-а! Да-да-да...
Чистяков: А Портнов уже само собой, потому что только у него база и была...
Стёпа : Да, у Портнова была база. Мы его попросили, он говорит - "Давай посмотрим", и как-то втянулся, ему понравилось. И вот мы пять лет после этого, блядь, играли одну и ту же хуйню, в принципе.
Я-Ха : И состав один и тот же?
Стёпа (помрачнев): Да, всё одно и то же, и в одном и том же составе.
Чистяков: Ну как, а репетиции два раза в год...
Стёпа : Репетиции два раза в год, конечно, естественно...
С.С.: А много было всяких концертов, внешних проявлений существования группы, скажем так?
Стёпа : Не, ну концертов было на самом деле не очень-то много... Концертов пять, наверное, было.
Чистяков: Да ладно тебе - пять...
Стёпа : Ну, больше, наверное... Ну первый концерт был - они без меня играли в Конаково. Нормально сыграли...
Я-Ха : А пел кто?
Стёпа : Ну как кто? Борисыч.
Я-Ха (Умиляясь): Борисыч пел?!
Чистяков: Ну как пел?
Стёпа : Ну пел, ну пускай будет - пел, чего там? Какая разница, как это назвать? Можно назвать покрасивее. (С выражением) П-Е-Л.
Чистяков: О-о...
Стёпа : Когда Малой выступал в резиновых сапогах. Вот. Ну и потом дальше вот так мы и существуем - вот, играли-играли, потом всё-таки, когда они на меня начали наезжать, кто лидер группы, я решил просто взять, набрать денег, накопить, да и поехать и записать альбом. В конце концов.
Чистяков: К вопросу в воспитательной работе.
Стёпа : Не, для меня очень сложно было это понять, на самом деле. Мне очень тяжело это было понять - насчёт лидерства, но раз уж наехали, пришлось понять.
С.С.: Не, ну песни, в основном, твои, а - почему группа? Ты не можешь петь свои песни сам или не хочешь?
Стёпа : Да я вообще не умею играть на гитаре абсолютно. Я могу их представить на гитаре в трёх аккордах...
Чистяков: Не, ну как? В общем-то, вначале так и было же, что Стёпка записал кое-как на кассету через микрофон JVC, который батя привёз...
Стёпа : Из Ирана в 80-м году:
Чистяков: ...в волосатом каком-то году... А мы жили с Малым в гараже вдвоём, и, пока Стёпа там трубил, или как это называется?
Стёпа : Пускай будет - торчал.
Чистяков: Посиживал.
Стёпа : Торчал. "Посиживал" - не говорится. Торчал.
Я-Ха : Ты в армии не был?
Чистяков: Какая армия, вон он уже - отслужил...
Стёпа : Или мотал.
Я-Ха : А сколько?
Стёпа : Хотя мотают срок, у меня ещё срока не было, я полгода только отсидел. Не, ну полгода всё равно в срок вошло в результате. После суда как раз оказалось, что мне дали полгода. И всё. Чистяков: А мы в это время как раз вдвоём делали аранжировки, пять песен уже было сделано, когда Стёпа пришёл. То есть мы даже их сыграли на концерте, Лёха Портнов с нами первый раз играл на барабанах. Мы ему прямо там показали - выше сцены есть такой закуток, мы ушли туда с гитарой электрической старой моей, что-то напели... Ничего не слышно, там кто-то внизу барабанит... Мы, естественно, пьяные, как обычно...
А пока играли - там ещё москвичи приехали, москвичи - они постоянно курят у нас, то есть мы вот настраиваемся, они: " Борисыч, Борисыч, ну-ка поди сюда!" Я такой: "Чё?" - "Иди, чего скажу". Он мне такой - "У-уу". И мы пошли играть. Ну, весело было, чего уж там. И всё. А потом Стёпа пришёл, и вот в "Фортроссе" вы смотрели концерт. Не помню, как мы успели доделать песни за полтора месяца...
Стёпа : Это через полтора месяца было, да? Мне казалось, что дней через пять было...
Чистяков: Ну если ты пришёл в начале февраля...
Стёпа : Да. А играли-то в середине марта...
Чистяков: Играли в марте.
Стёпа : Да, у нас было несколько репетиций...
Чистяков: Раза четыре точно, я помню, играли. Как так быстро получилось - непонятно.
Я-Ха : А потом ты, вот, денег накопил, к 99-му году и решил эту программу зафиксировать?
Стёпа : 98-му... Нет... Я не помню, когда мы писались...
Чистяков: Весной...
Стёпа : В 99-ом мы писались.

Долгое и упорное выяснение даты записи. Поиски кассеты, на обложке коей эта самая дата неумолимо зафиксировано.

Я-Ха (Читает): Записано на студии у Борра, сведено Дмитрием Федосеевым, 99 год. Вот. Так как писались-то? Кто такой Борр, кто такой этот самый...
Стёпа : Ну, Борр - это вообще никчёмный человек просто, единственное, что через него мы вышли на Феса.
Я-Ха : А Фес?
Стёпа : А Фес - это прекраснейший человек, который сводил Муслима Магомаева даже, и всяких там...
Чистяков: Он оркестры сводил.
Стёпа : ...и всякие там оркестры сводил.
Чистяков: Он участвует в массе проектов московских, особливо рэгги, конечно,там...
Стёпа : Курит как ниггер просто, вообще. Короче, как было... мы приехали записываться, Борр нас встречает. Встретил, ну, давай-давай-давай, всё, начали записываться, обустроили всё, записывали, бухали водку сутки почти...
Чистяков: Двое суток отработав перед этим...
Стёпа : Да, двое суток отработали, потом почти полсуток мы записывались, а потом в конце первых суток...
Чистяков: Ещё полсуток сводили... То есть мы за сутки уже увезли компакт готовый.
Стёпа : Да. Ну, почти полсуток мы записывались, потом ждали Фесу, который динамил-динамил, долго динамил, часа четыре, наверное, динамил, не приезжал, потом приехал, в конце концов. Приезжает, берёт, значит, заходит, чё-то так посуетился, посуетился, потом Борру говорит: "Ну пойдём". И они уходят. Я такой сижу, думаю: "Блядь! Ну сейчас они накурятся". Пиздец! Я говорю: "Портнов, сейчас они накурятся". Портнов : "Блядь!" И мы сидели где-то полчаса, наверное, переживали. Я говорю: "Ну, если они накурятся, то пойду и я накурюсь тогда". (С этого места и до конца базара про Фесу Интервьюеры отчаянно давятся смехом). Я захожу, а они только-только взрывают. Два косяка, таких, сенсимилья тогда была, выращенная, просто гибрид какой-то. И мы как дунули, и я чувствую что меня просто... Пиздец... Я выкурил с ними - буквально две затяжки сделал из одного косяка, а они выкурили два. Я ушёл оттуда, потому что я чувствую - меня просто кроет. Пиздец! Захожу, сажусь, говорю: "Портнов, это всё, это жопа. Сейчас будет человек сводить". Феса заходит такой, как ни в чём не бывало, достаёт из-зи пазухи флаг с Бобом Марли, а там окно такое в аквариум, где барабаны пишут, завешивает это окно так Бобом Марли, и Портнов такой: "Блядь! К кому мы приехали! Пиздец! Всё!" Этот Феса садится, значит, за всю эту аппаратуру, у него стул такой крутящийся на колёсиках, ездит, он такойсадится, а там наворочено всего, аппаратуры масса просто, вот так вот всё уставлено...
Чистяков: После нас ДВА САМОЛЁТА там писались.
Стёпа :...какие-то провода, какие-то кнопки, там я вообще просто охреневал - там столько всего! И он садится так, включает первую песню - чух-чух-чух, чё-то там повертел, покрутил, я слышу, какую-то хуйню накрутил - ну, слышно же там. Портнов такой: "Ну, пиздец!" Феса такой раз-раз, покрутил - "а, ладно, эту песню потом". Раз, такой, начинает другую песню, опять покрутил, повертел, такой - "так, так, так, так" - отъехал, чё-то записал, так - раз, назад, первую песню, и начинает сводить просто.
Чистяков: Портинов на него посмотрел, написал такую бумажку, в какой песне ему чего хотелось бы отбарабанить - вот здесь побольше альтов, там рабочего добавить немножко, такой список мне составил. "На, - говорит, - передай Фесе" - и сам уехал просто к бабушке. Я к Фесе вроде сначала со списком, а он сидит на этом стуле такой...
Стёпа : Да, он сидит, и вот так, как у него в наушниках музыка играет, он вот так под музыку на кнопки нажимает. Борисыч подходит: "Феса, тут Портнов просил..." - "Да иди ты на хуй!". Взял список, но потом отложил просто. И сидит так - "пам, пам, пам" - под музыку. Нажимае, крутит там чё-то. И в результате получилось вот это (кивает на кассету).
Я-Ха : А работа-то, кстати, весьма и весьма...
Стёпа : Да, и нормально свёл. Модно было бы, конечно, ещё поработать, но это стоило бы еще баксов сто.
Чистяков: Четыре часа он сводил в общей сложности...
Стёпа : Не, шесть часов он сводил. Или пять. В результате мы уехали ночью, такие радостные и довольные. Ну, утром, где-то в семь или в восемь.
Чистяков: То есть было так, довольно-таки скоренько.
Я-Ха : Потому что программа была отрепетирована за много-много лет.
Чистяков: Не, ну кое-что даже на ходу придумывалось.
Стёпа : Придумывались соло на ходу.
Я-Ха : А писали как - накладками или живьём?
Стёпа : Накладками, конечно...
Чистяков: Не, ну в основном живьём с начала писались. Без голосов прописали инструменты, потом голос наложили, а потом уже накладывали всякие прибамбасы.
Стёпа : Да, голоса, кстати, клёво получились, Борисыч подголосил нехило. Да и соло некоторые получились нехуёво. Не так, как на репетициях, очень многое появилось, чего не было на репетициях. Да и Малой там выделывал некоторые фишки, которых не было.
Чистяков: Малой просто хорошо сыграл, и всё. Без помех.
Стёпа : Портнов на бубне подыграл там песенку. В общем, получилось здорово. И вот мы сейчас сидим перед вами и рассказываем про это.
Я-Ха : А что с этим потом сделали-то? Записали на CD, и что потом? Как-нибудь размножали?
Стёпа : Не, ну это я уже сам делал. С Кучерявцем, с московскими товарищами, которые помогали там. Всё это обошлось, весь тираж обошёлся где-то... А тираж был где-то кассет 60... Не помню.
Я-Ха : И куда распространяли? По друзьям, или по клубам, или как?
Стёпа : Да всем, просто друзьям раздали. Ну, в клубы раздали, там. Может, намутится чего-нибудь. А может, не намутится.
Чистяков: Ну, это как обычно.
Я-Ха : Ну ладно. А второй собираетесь делать? Материал-то есть?
Стёпа : Материал есть.
Я-Ха : Отрепетированный?
Стёпа (Как само собой разумеющееся): Нет.
С.С.: Опять через пять лет?
Стёпа : Копится, копится, всё опять, всё будет через пять лет опять.
Я-Ха (Удручённо): У-у...
Чистяков: Так быстро у нас ничего не бывает. В век двадцать альбомов - вполне достаточно, по-моему.
Стёпа : Пускай оно идёт как идёт, зачем рвать жопу? Не, ну хотя хорошо бы было, блин, если бы было побольше репетиций. Вот как-то с репетициями не получается.
Чистяков (раздражённо): Всё в то же и упирается.
Стёпа : Не, самое основное - то, что мы, в принципе, как-то неслаженно бухаем.
Я-Ха : А можно слаженно?
Стёпа : Можно, конечно, можно. Можно слаженно бухать на репетиции. Но бывает такое, что Портнов отказывается - у него там, он говорит, болит голова, я не хочу никуда идти, я чижу дома. Всё. Без Портнова у нас ничего не может получится никак. Он это понимает, и на этой почве у него возникла такая самовыразительность, то есть он выражает этим сам себя. Ни и , в общем-то... зачастую, в общем, только из-за бухла. Ну а так... Можно репетировать, можно...
Я-Ха : А ты вот сам, в конце концов, чего хочешь от музыки?
Стёпа : Я хочу того, чтобы всё происходило так, как оно происходит. Просто хочу течение жизни. То есть я , например, хотел бы, чтобы всё это было, но не до такой степени, чтобы рвать из-за этого своё настроение. Как я настроен, так я себя и веду. Если хотят люди играть - пускай играют, хорошо со мной поиграть-то. Я очень рад этому. Если не хотят - кого я буду насиловать-то?
Я-Ха : То есть планов ты никаких не строишь?
Стёпа : Никаких, абсолютно планов. То есть так, для кайфа - если будет, то будет. Если получиться что-то сделать - то, конечно, мы запишем альбом, если что-то не получается - то зачем заставлять людей. Они же такие, какие есть - если они хотят делать - они делают, если не хотят...
С.С.: Кстати, стиль, в котором играет ЛАДОНЬ, ты как определяешь?
Стёпа : Я никак не определяю.
Чистяков: Нетрадиционный ранк.
Стёпа : Нетрадиционный ранк, да. Панком я бы это не назвал, панк-роком. Ну, в какой-то степени, конечно. Всё относительно.
Я-Ха : Свинья - это панк-рок.
Стёпа : Не, Свинья - это не панк-рок, это говно какое-то, это собачка насрала за углом.
С.С.: Ты себя к панкам не причисляешь?
Стёпа : Ну как тебе сказать? Я причисляю себя к тем, кто относится к жизни, с точки зрения общества, легкомысленно. Вот такой, далёкий ответ. Но легкомысленно, естественно, в определённом смысле. Каждый сам для себя понимает свою легкомысленность. (пауза) Чё-то я даже заинтересовался своим разговором сам...

Общий смех.

Я-Ха : Ну, вот скажем, ситуация, опять же, с роком в Конаково - вот она...
Стёпа : В каком смысле - "ситуация"?
Я-Ха : Это какое-то движение устойчивое, в которое вливаются новые какие-то силы, или это замкнутое уже...
Стёпа : А я за этим не слежу, я не хочу за этим следить, нет. Я вижу то, что существует в нашем круге общения. А как-то за всеми остальными я не слежу. Мне даже и неинтересно, что они делают, по большому счёту. Может, кому-то это и покажется интересным, чётам происходит, в Конаково, но для меня это уже обыденностью стало, на эту тему говорить неинтересно. Чистяков (внезапно): Мы не жёлуди!

Смех.

Я-Ха : Что на тебя повлияло? В плане музыки?
Стёпа : Я же уже рассказывал об этом. Изначально, естественно, Летов. Потом КОТ, там, прочие, прочие, Янка. Янка, в основном. Янка, Летов и прочие Комитеты Охраны Тепла.
Чистяков (радуется): Янка, Летов и прочие Комитеты Охраны Тепла.
С.С.: Слушай, в мае я услышала в твоём исполнении песню про Иисуса, которая, на мой взгляд, несколько не вписывается в эстетику ЛАДОНИ...
Стёпа : А знаешь, какая была история? Была такая история, что человек вот этот пресловутый, с которым, собственно, мы и попались там, в Симферополе - он тусовался с отцом Борисом, с этой церковью с нашей. И была такая фишка - человек говорит: "Вот, отец Борис хочет, чтобы было у него группа такая... То есть вы будете петь всё, что хотите, ну, в своё время, а для церкви надо будет петь какие-то церковные песни." Я такой задумался - а чего такого церковного я могу придумать? Сел такой, и первые слова были - "Иисус Христос не небесах". И всё, и дальше пошла вот такая песня. Она получилась такая песня, пиздец... Я так подумал, это сколько мне лет было? Это было мне лет, наверное, восемнадцать тогда.
С.С.: Вообще - твоё отношение к христианству?
Стёпа : Я вообще, если честно, я... как бы так можно сказать... Я отношусь так, что мы просто сдохнем, и всё, и никакие религии не могут этому помочь. Я так считаю. Зачем к чему-то себя относить, к каким-то религиям, каким-то богам отдавать чё-то должное? Я даже не скажу, что я надеюсь сам на себя, я, в общем-то, верю в судьбу. По большому счёту.
С.С.: Фаталист?
Стёпа : Да, наверное, фаталист.
Я-Ха : А вот песни - они как пишутся? Опять же, такой вопрос...
Стёпа : А знаешь, иногда бывает настроение такое, то есть даже не настроение, а... Ну, к примеру, нахожусь дома... Хотя в последнее время пишу в электричках только. Раньше, когда находился дома, просто думаю... вот, надо бы написать песенку какую-нибудь. Сажусь и выдумываю первые слова. Просто выдумываю, чё в голову придёт, и с этого начинается завязочка, как-то всё само накладывается. Нет никакой идеологии, ничего, то есть всё само собой происходит, а все идеологии - они сами вписываются в песни потом уже, в течение процесса.
С.С.: А твоё отношение к раскрутке?
Я-Ха : Чтобы в клубы звали, пиво ставили...
Стёпа : Не, ну хорошо, если люди будут интересоваться, почему бы мне не попеть? Пускай пиво ставят, пускай деньги платят, почему бы нет? Пускай заплатят деньги, если кому-то понравится... Но это далеко еще. И вообще в планах-то нет такого. Если вдруг получится - хорошо... Хотелось бы, чтобы получилось. Хотелось бы просто, понимаешь, не то чтобы концертов - хотелось бы единения самих нас всех. Больше всего. А концерты - это побочное явление. Желаемое - не побочное для соединения группы между собой.
С.С.: Для тебя важнее дружеские отношения?
Стёпа : Конечно.
С.С.: На этот вопрос ты уже частично ответил, но всё же - является ли для тебя ЛАДОНЬ главным делом в жизни? Или это часть жизни? Равная?
Стёпа : Какие вы каверзные вопросы задаёте...
С.С.: На том и стоим...
Чистяков: Да чё там думать, говори "нет", Стёп.
Я-Ха : Чё нас самих в себе тревожит, об том и спрашиваем...
Стёпа : Да не, я бы назвал это, блин, дружеским таким вот... Радостным явлением между четырьмя людьми. Я не сказал бы, что это какая-то цель в жизни или чего-нибудь ещё. Просто нравится нам сделать песню... Сделать песню - это клёво. Сделать песню, а потом её записать. Но я не считаю, что это является главным. Главным это не является.
Я-Ха : Вот ты говоришь "общение", "радость четырёх людей", а вот то, что Борисыч тебя подло предал, бросил, кинул и ваще - это как же?
Стёпа : Ну, я посчитал, что это правильно.
Я-Ха : Где же правильно?!
Стёпа : В тот момент я посчитал, что это правильно, потому что это долго накипало у Борисыча, я это видел, и молчал, конечно, ничего не говорил по этому поводу, хотел посмотреть, что будет дальше... Вот, случилось то, что случилось. Я думал в то время - если Борисыч уйдёт, то это всё, пиздец, ничего не будет. А потом я перешёл плавно в такую мысль, что, кто бы ни ушёл из группы, уже ничего не получится. А потом плавно уже всё это как-то пообвыклось, и, видимо, так и получилось, что ушёл Борисыч, я подумал - ну, хрен ли, человека тоже можно понять, я же стараюсь его понимать, и по-своему я его понимаю. Получилось так, что мы с Фэшем пытались что-то сделать, но Фэш какой-то комплексоватый, в музыкальном смысле. Ни хрена не получается, я бы даже сказал - ни хуя не получается. Ну так вот, если душевно. Душено не чувствуется ничего. С Борисычем душевнее всё получаемся, и, видимо, действительно так и получится, если кто-то уйдёт из группы ЛАДОНЬ, то ни хуя не получится дальше.
С.С.: Знаешь, опять-таки в прошлый мой приезд меня до глубины души поразили слова твоего папы, который сказал: "Мне нравится всё, что делает мой сын". У тебя в семье так всё гладко и классно в этом отношении?
Стёпа : Ну, в принципе, да. Только не гладко, что я бухаю, конечно, но это так, это урегулироваемо.
С.С.: И Это, наверное, поверхностное впечатление, но у людей, которые, допустим, с тобой знакомятся, видят такого из себя Стёпу, возникает образ человека, который твёрдо стоит на ногах, у него всё классно, всё заебись... Это так?
Стёпа (недоумённо): В смысле? Такое впечатление создаётся действительнго?
С.С. & Я-Ха : Да.
Стёпа : Ни хрена себе... Может, просто, я оптимистически к жизни отношусь, может, из-за этого... Нет, на самом деле ничего не стоит морально. Да и физически, собственно, ничего не стоит... (Смех; аплодисменты) Нет, нет... Давайте лучше другой вопрос. Давайте лучше нальём. У меня коленки болят - погода, погода, погода...

P.S.

С.С.: Блин, я хотела ещё про рисунки спросить...
Я-Ха : А, да, вы же у нас график знатный!
Стёпа : Так а чё про рисунки? Про рисунки, по-моему, вообще нечего говорить...
Я-Ха : Ну, когда это у вас началось - с детства или в зрелом возрасте?
Стёпа : Началось всё, когда я работал на ГРЭС. Я нарисовал такой рисунок, он назывался "Любовь хуй". Он содержал в себе эти слова, буквы надо было поискать в рисунке.
С.С.: Ты нигде не учился?
Стёпа : Не, я учился, я учился в художественной школе пять лет.
Я-Ха : Так ты профессионал!
Стёпа : Какой профессионал? Я учился с пятого класса по седьмой...
С.С.: Это для тебя что - развлечение, или...
Стёпа : А я сейчас вообще редко рисую. Ну как развлечение? Нравится. Спасение от безделья. Никакого вдохновения тут нет, сижу и рисую, и само собой всё получается...

Я-Ха и Светлана Смирнова.
22.10.99, Конаково
Журнал "Осколки" №14 апрель 2000 г.








Хостинг от uCoz